Минэкономразвития доработало ко второму чтению законопроект о госконтроле, переписав его и сократив. Проект был задуман как один из ключевых документов реформы контрольно-надзорной деятельности и в паре с проектом об обязательных требованиях в апреле прошел в Госдуме первое чтение.
По информации «Коммерсанта», основная идея проекта осталась прежней — переход от карательного к профилактическому и риск-ориентированному подходам. Однако изначально проект устанавливал, что все контрольные мероприятия (за исключением экстренных) могут проводиться только после открытия контрольно-надзорного производства, описанного в отдельной главе. Теперь эта глава исключается, а регулирование в основном затрагивает именно мероприятия.
Из перечня профилактических мер исчезли выдача рекомендаций, выпуск руководств по соблюдению требований и профилактическое сопровождение. Сам перечень стал закрытым: информирование, обобщение практики, меры стимулирования добросовестности, предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит.
Ужесточен подход к негосударственным формам контроля. Ранее предполагалось, что законом могут быть предусмотрены случаи замены госконтроля контролем саморегулируемых организаций в отношении своих членов. Теперь для этого СРО должны с госконтролёрами заключать соглашения. Также из проекта исчезла возможность освобождения от контроля компаний, у которых застрахованы риски причинения вреда, — теперь это лишь свидетельство их добросовестности.
За последний месяц это уже вторая версия поправок к основному закону реформы контрольно-надзорной деятельности, отмечает «Ъ». Первую раскритиковал аппарат правительства — из-за неучтённых замечаний Минюста и бизнес-объединений. В нынешней версии замечания Минюста учтены.